В своей работе с начинающими, особенно дошкольного, начального, среднего школьного возрастов, я использую игры. На мой взгляд использование подвижных игр является обязательным условием для успешного выполнения основных заданий каждого урока. Тем более, что этот взгляд сформирован моим собственным опытом. Мы все ( имею ввиду людей взрослых) любили в детстве играть во дворе со сверстниками. Помните, футбол и квадрат, игры в выбивного и картошку, пекаря и цурки-палки, и т.д. Кому-то из нас повезло больше и он застал еще игру в лапту).
Старая спортивная методология, которая применялась в спортивных секциях моего детства, в обязательном порядке включала подвижные игры в учебно-тренировочный процесс. Итак, как мы играем на наших занятиях?
Для проведения большинства игр необходим определенный инвентарь ( мячи, скакалки, гимнастические снаряды, и другое).
Следующее - это следование правилам игры. Наличие правил исключает свободное толкование обязанностей и действий игроков, упорядочивает их взаимодействие, убирает случаи лишнего возбуждения, негативных поступков, положительно влияет на проявление позитивных эмоций. И самое главное, вырабатывает дисциплину.
Одним из основных условий проведения подвижных игр в учебно-тренировочном занятии есть то, что между ними и основными упражнениями, входящими в состав урока, я обеспечиваю тесную организационно-методическую последовательность и взаимосвязь. Очевидно, что на одном и том же занятии, учить элементы техники или тактики и проводить новую подвижную игру, не связанную с учебным материалом, не стоит. Следующий момент заключается в том, что подвижные игры с большой физической нагрузкой перед изучением упражнений, которые требуют значительной концентрации внимания и точности движений, могут усложнить их усвоение.
Объясняя новую игру подросткам, я учитываю, что они имеют определенный опыт участия в разных играх и некоторую спортивную подготовку. Поэтому, на занятии меньше рассказываю про основные требования, а больше концентрируюсь на значении, технике и тактике данной игры. При этом больше показываю типовые технические приемы, которые входят в состав данной игры, демонстрируя отдельные тактические комбинации. Знакомлю учеников с новой сложной игрой в упрощенном виде, со временем постепенно усложняя ее.
Итак, игра начинается. Страсти кипят, накал возрастает, идет ожесточенная борьба, которая определяет победителей и побежденных. Иногда это может сопровождаться претензиями, непониманием и даже отчуждением игроков. Стоп! Чтобы такого не происходило, я прежде всего забочусь о правильной организации игры, о том чтобы сдерживать негативные эмоции спортсменов, сохранять дружественные отношения между ними. Кроме всего прочего, моя цель создавать сплоченный коллектив, воспитывать поддержку, чувство плеча, прививать уважение к спортивным традициям.
Не святые горшки обжигают. Если во время игры некоторые воспитанники делают неумелые движения, двигаются неуклюже, моя помощь заключается в том, чтобы прежде всего запрещать
другим насмехаться над ними, и оказывать им своевременную поддержку только в тактичной форме.